Павел Баршак
М о л о д.
Т а л а н т л и в. П е р с п е к т и в е н.
СТАТЬИ О К/Ф ПРОГУЛКА
Афиша.
Все развлечения Петербурга.
Cентябрь, 2003 г.
|
Проезжая часть. Прогулка. |
Из обзора фильмов за сентябрь,2003.
|
|
Андраш Фэкетэ
|
6 сентября один из трех главных кинопризов в мире — «Золотой лев святого Марка» Венецианского кинофестиваля — был присужден российскому фильму «Возвращение» режиссера-дебютанта Андрея Звягинцева. В тот же день фильм дебютанта Петра Буслова завершил свой первый месяц российского проката с кассовым результатом $900 тысяч. В конце сентября «Коктебель» дебютантов Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова и «Прогулка», коллективный кинодебют молодых актеров «Мастерской Петра Фоменко», — два фильма-фаворита отечественных кинофестивалей — одновременно стартуют в Петербурге. Все четыре картины сняты в жанре роуд-муви, кинематографа путешествий. Кинокритик Алексей Васильев и фотограф Андраш Фэкетэ голосуют на дороге нового российского кино. Стиль: Юлия Субботина и Наталья Бугрова.
Режиссер «Прогулки» Алексей Учитель не настолько новичок в кино, чтобы игнорировать денежный вопрос. В конце концов, его предыдущий фильм — «Дневник его жены» — три года назад был выдвинут на «Оскар». О той поездке в Лос-Анджелес он уже может рассказывать с улыбкой ветерана. «Продюсеры каждого фильма-номинанта должны нанимать пиар-кампанию — даже не потому, что без нее никто из академиков не узнает о просмотре; так надо по закону. Одна реклама в Screen в ходе предоскаровской гонки стоит $12 тысяч. Нас приняли трое пожилых прожженных мужчин: «Да, мы посмотрели картину. Потенциал есть. Сколько денег вы планируете потратить на рекламу?» Мы назвали — и то сфантазировали — бюджет в 25 тысяч. Они засмеялись в открытую: «Даже на номинацию не надейтесь. Единственное — мы можем гарантировать, что о вас узнают, вам пожмут руки, вы познакомитесь с важными интересными людьми». За три месяца мы смогли позволить себе только одну рекламу в Screen. А каждый день в течение трех месяцев «Крадущийся тигр, невидимый дракон» имел по цветной полосе: Sony Pictures вложили в его оскаровскую кампанию 80 миллионов. Естественно, он получил приз».
«Прогулка» — еще один фильм, который хорош без скидок на прилагательное «российский». Еще один — сплошь состоящий из дебютов (в данном случае актерских: сыграла почти вся «Мастерская Петра Фоменко» плюс Евгений Гришковец; последний вошел на площадку по-деловому. «Так, по сценарию мой персонаж пьет виски — я буду Chivas Regal». И еще один роуд-муви — герои без устали топают по Петербургу. В первый раз я узнал об этой ленте год назад от режиссера Бодрова, который впоcледствии возглавил жюри Московского фестиваля, оставившего «Прогулку» без регалий: «Сейчас в Петербурге идут очень интересные съемки. Учитель снимает целый фильм на улицах, по сценарию Смирновой, о бабе, которой целый день нельзя было садиться». Так оно все и оказалось.
Будущие сборы «Прогулки» — одна из интриг осеннего кинопроката. Когда Учителю нужно услышать мнение человека, чья система ценностей не переменилась со времен молодости, он набирает телефон Юрия Шевчука, с которым 15 лет назад работал на документальном фильме «Рок»: «Хотя у него понятия будут завышенные и чуть политизированные, там «честно — нечестно», он для меня — образец порядочности, и мне все время хочется, чтоб он взглянул на мою работу и сказал, что думает». Пойдет ли публика на интеллигентный, в меру изобретательный, лирический фильм о нормальной жизни молодых городских людей, которые не грабят, не убивают, не колются и не шарахаются по помойкам, а влюбляются на чистых летних улицах с ресторанами, магазинами и киноафишами и испытывают проблемы, далекие от вопросов пропитания и выживания, — ответить на это, пожалуй, бессилен даже Юрий Юлианович. Исполнители главных ролей, 25-летние закадычные дружки Баршак и Цыганов, как и положено романтичным горожанам, нимало не взволнованы: «Самое интересное, чтоб знакомые посмотрели — что они скажут?» — «А еще не говорили?» — «Говорили, что в «Пушкинском» ближе седьмого ряда лучше не садиться: очень мельтешит». Что до их приятельницы по театру, фигуристой артистки Пеговой, которую в фильме стройный Баршак таскает в трехминутных планах, та и вовсе не будет дожидаться премьеры: усвистела на море — играть портовую девицу в следующем фильме.
Фильм приглашен на 16 международных кинофестивалей, но среди них нет первостепенных. «Прогулка» — типичный продукт, рассчитанный на внутреннее потребление; но такова вся классика советского кино вплоть до «Бриллиантовой руки». Сценаристка Дуня Смирнова вообще скептически смотрит на перспективы зарубежного проката наших картин: «Ты давно видел карту мира? Вот очень большая страна Германия, очень, самая большая в Европе. А рядом — вот это вот, красное, безразмерное. Представляешь, как им страшно? Кто-то сказал, что Россия — вымещенное подсознание Европы. Геополитические страхи — это и есть подсознание. Ты думаешь, эта Европа, где все расчерчено по квадратам, готова впустить свое подсознание? Если они и готовы смотреть фильмы про Россию, то про знакомую им из газет. А в газетах что пишут? Бандиты и нищета. Другую Россию они видеть сейчас не хотят, они боятся, что она начнет навязывать им свои правила. И на фестивалях побеждают те фильмы, где показывают кучу дерьма, а в ней — достоевскую жемчужину. И если б сейчас Кустурица снял фильм, где никто не проваливается в очко, не бегают по дому гуси, куры и так далее, он бы никакого проката и призов на Западе не получил». Учитель бодрится: «Мы можем рассчитывать на западный рынок, стоит только вступить в Euromage. Это дистрибьюторская контора, которая выделяет очень приличные деньги на производство, прокат и рекламу, но есть одно условие: в проекте должны участвовать как минимум 3 страны. Можно создавать актерский ансамбль из наших и, например, английских актеров. Тогда если даже в Каннах кино и не покажут, на кинорынке обязательно человек десять подойдут: «Ах, у вас там снимается Рэйф Файнс? Давайте, я возьму». Учитель давно одержим довольно романтической идеей: снять большую мелодраму со щедрой фактурой, где действие будет разворачиваться в мурманском публичном доме времен Великой Отечественной. В главной же роли он видит Николь Кидман. Во время своего оскаровского визита в Лос-Анджелесе он даже вел переговоры с американцами на этот счет. Те заинтересовались, сулили 60 миллионов бюджета как минимум, но тем дело и ограничилось. Дальнейших звонков и предложений не последовало: русский режиссер — не окупится. «Теперь я думаю об этой девочке из фильмов Озона, Людивин Санье, — продолжает грезить Учитель. — Но для этого нужно членство в Euromage. А если российское кино будет вариться в собственном соку, будет беда. Пока не появится еще хотя бы 500 независимых кинотеатров вроде «Ролана», мы не выйдем на порог окупаемости».
В кинотеатре «Ролан» меня заверили, что года через три — максимум пять лет — выйдем. Если будем делать такое кино, как «Бумер».
|
spb.afisha.ru
|
|
|
© 2005, TomWM
|