главная
роли
статьи
фото
заметки
ссылки
форум
связь
благодарности
                               ...неофициальный сайт актера Павла Баршака...
    PavelBarshak.narod.ru     Павел Баршак  


       М о л о д.       Т а л а н т л и в.       П е р с п е к т и в е н.  
   СТАТЬИ О К/Ф ПРОГУЛКА
«Ажиотаж». Информационно-развлекательное издание
Владимир Кузьмин

На фоне Питера разгуливают москвичи
Эта слабость характерна для большинства простых смертных: запечатлеть себя, любимых, на фоне всемирно известных достопримечательностей.

   
Кадр из фильма

Эта слабость характерна для большинства простых смертных: запечатлеть себя, любимых, на фоне всемирно известных достопримечательностей. Как пел когда-то Окуджава: «На фоне Пушкина снимается семейство…». Свой новый фильм «Прогулка» Алексей Учитель изначально хотел снимать в разрытом и покрытом строительными лесами предюбилейном Петербурге. Получалось даже символично: новая жизнь зарождается среди отживших свое руин. Дело в том, что постоянная сценаристка режиссера Учителя, Авдотья Смирнова, где-то за границей наткнувшись на группу наших соотечественников, от неожиданности умилилась: ну, ничем не отличаются наши двадцатилетние от европейской молодежи. Такие же образованные, аполитичные, красивые, уверенные, что весь мир принадлежит только им. Вдохновившись этим открытием, она написала историю о том, как «за один день можно прожить целую жизнь» (цитаты по пресс-релизу).

Прогуливаясь по Невскому, романтический юноша Алеша с первого взгляда влюбляется в оригинальную особу Ольгу, знакомит ее со своим практичным другом Петей, который не прочь ее отбить, но оба они оказываются нужны означенной особе лишь для того, чтобы доказать ее жениху Севе перед поездкой в Гималаи, что она может прошагать, не присаживаясь, целый день. Этот простенький сюжетец мог бы стать даже поучительным, если бы авторы были убедительны в воплощении этого анекдота. Основываясь на схожести ситуации, некоторые критики поторопились сравнить «Прогулку» с давним фильмом Данелия «Я шагаю по Москве», намекая на столь же долгую жизнь нового опуса. Напрасно. Герои Данелии были строго подчинены времени и пространству, каждый, как говорится, знал свой маневр, – поэтому они и остались в нашем кино навсегда. О героях же «Прогулки», кроме имен, мы не знаем ничего. Авторы, видите ли, задались целью показать историю, которая могла бы случиться в любом большом европейском городе. Впрочем, они добились даже большего: такая прогулка без особых потерь может быть разыграна и в Уагадугу, и в Куала-Лумпуре. Какая разница, на каком фоне разгуливать этим стерильным героям – на фоне джунглей или пустыни? Девушка Оля уверяет юношу Алешу, что она – жокей, повредившая позвоночник при падении с лошади, поэтому ей нельзя садиться, а нужно больше ходить. Чтобы поверить в этот бред, глядя на внушительные формы г-жи Пеговой, нужно быть по крайней мере затворником, начисто оторванным от реальной жизни. Однако наш юноша на затворника совсем не похож. Вся остальная беспрерывная болтовня героев превращается в бессмысленный и фальшивый треп, не говоря уже о каких-то чувствах. Тем хуже, что все якобы спонтанные реплики четко прописаны рукой многоопытной сценаристки. Так, в момент «волнительного» объяснения с юношей Петей героиня благодарит его за то, что тот «уделил ей толику времени». Интересно, на каких дискотеках или модных вернисажах так изысканно изъясняется современная молодежь?

Г-жа Смирнова написала не сценарий, а пьесу, которую с равным успехом можно разыгрывать хоть на театральных подмостках, хоть на радио. Это в театре мера условности такова, что Джульетту может сыграть и зрелая матрона, в кино же такие вещи не проходят. И не случайно режиссер занимает в съемках фильма чуть ли не весь состав модного московского театра.

Действительно, такого города, как нам обещали в пресс-релизе, мы еще не видели. Собственно, самого города в фильме и нет (в этом еще одно коренное отличие «Прогулки» от ленты Данелии). Есть общий фон, на котором красуются заезжие актеры. На экране – лишь гастроли артистов театра Фоменко (с эксклюзивным номером г-на Гришковца), разыгрывающих радиопьесу г-жи Смирновой посреди улиц некоего города, «построенного на дерьме». Вот тут действительно новация. Раньше говорили: «на болоте», «на костях», и только Авдотья Андреевна сумела докопаться до самой сути.

В песне Окуджавы о снимающемся на фоне Пушкина семействе, помнится, еще и «птичка вылетала», символизируя, надо полагать, момент превращения реальной действительности в то, что называется искусством. В фильме г-на Учителя птичка не вылетела. Жалко птичку.



agiotage.mirage.ru



© 2005, TomWM

Hosted by uCoz